ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ВСЕМИРНОМ ДНЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПАЦИЕНТОВ (17 СЕНТЯБРЯ)

Безопасность пациентов –это основополагающий принципоказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.

Безопасность медицинской деятельности –это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель Всемирного дня безопасности пациентов–повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2023 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Вовлечение пациентов для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи»потому что вклад пациентов, членов их семей и ухаживающих за ними лиц является важнейшим в обеспечении безопасности при оказании медицинской помощи. Зарубежные и отечественные исследования позволяют говорить о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании помощи обеспечивают более высокие показатели безопасности и удовлетворенности и формируют целостную качественную систему здравоохранения.

Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по устранению предотвратимого вреда в сфере здравоохранения, предусмотренных в резолюции WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и Глобальном плане действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг. (на английском языке). 

Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Поощряйте пациентов высказывать свое мнение!»В этом лозунге звучит призыв ко всем заинтересованным сторонам об изменении парадигмы восприятия роли пациента в процессе лечения. Необходимо реализовать принцип ориентации на нужды пациентапутем перехода от принятия медицинских решений «за пациентов» к организации помощи «вместе с пациентами». ВОЗ призывает сделать все необходимое для того, чтобы пациенты участвовали в выработке политики, были представлены в структурах управления, привлекались к совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и становились активными партнерами медицинских работников при оказании помощи.

Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2023 г.

  1. Повысить осведомленность мирового сообщества о необходимости активного взаимодействия с пациентами и членами их семей во всех видах медицинских учреждений любого уровня в целях повышения безопасности пациентов;
  2. Привлечь государственные органы, лидеров здравоохранения, медицинских и социальных работников, объединения пациентов, общественные организации и другие заинтересованные стороны к усилиям, призванным стимулировать участие пациентов и членов их семей в реализации политики и практики в области обеспечения безопасности медицинской помощи;
  3. Расширить возможности пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения;
  4. Стимулировать все стороны процесса оказания медицинской помощи к принятию безотлагательных мер для вовлечения пациентов и членов их семей в процесс оказания медицинской помощи в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг..

Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения[1]

  • нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, являются одной из 10 основныхпричин смерти и инвалидности во всем мире;
  • вред, причиняемый в результате ряда нежелательных событий, можно предотвратить почти в 50% случаев;

 

  • во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов;
  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
  • в странахчленах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.

О проблемах в сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, темой большинства из которых (47,9%) являются вопросы качества и безопасности медицинской деятельности.  

В 2022 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности было проведено 1 172 проверки, в том числе 1109 внеплановых проверок (94,6% от числа проведенных).

В 2022 году продолжается развитие контрольнонадзорной деятельности, реализуемой Росздравнадзором, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны здоровья,при этом основной ориентир сделан на профилактику правонарушений в сфере здравоохранения.В течение года на территории Российской Федерации было проведено 50 141 профилактическое мероприятие, в том числе объявлено 22 784 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, совершено 3 533 профилактических визита, проведено 3 621 информирование и 20 202 консультирования контролируемых лиц в целях своевременного предотвращения совершения правонарушений в сфере здравоохранения.

В целях снижения административных барьеров для пациентов и медицинских организаций ведется обеспечение максимальной открытости результатов деятельности: результаты контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещается в профилактических целях анализ

правоприменительной практики Росздравнадзора

В работе по недопущению снижения ожидаемой продолжительности жизни граждан основные усилия Росздравнадзора были сосредоточены на контроле за сохранением ресурсов здравоохранения для оказания амбулаторной помощи на дому пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым и маломобильным гражданам, организацией доставки им необходимых лекарственных препаратов медицинскими и социальными работниками, а также волонтерами. Это позволило минимизировать необходимость посещения данными категориями пациентов медицинских и аптечных организаций в период пандемии и, как следствие, профилактировать их инфицирование возбудителем новой коронавирусной инфекции.  

Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения –актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.

В сентябре 2023 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:

  • проведение Всероссийской олимпиады по безопасности в здравоохранении–для выявления уровня компетенций в различных направлениях обеспечения безопасности медицинской деятельности;
  • интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
  • проведение тематических прессконференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в

Российской               Федерации,              представителей             Минздрава              России,

Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;

  • проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастерклассов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам ответственности за собственное здоровье
  • проведение Всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении»–для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.

Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.

По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в контактцентр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону +7(495)980-29-35 (доб. 0) или электронной почте info@nqi-russia.ru.

Информационные и методические материалы представлены на сайте

ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».

Предлагаем также делиться информацией о наиболее эффективных методах вовлечения пациентов в безопасное оказание медицинской помощи, а также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, заполнив форму на нашем сайте в разделе «Банк лучших практик».

[1] ВОЗ: безопасность пациентов. URL: https://www.who.int/ru/newsroom/factsheets/detail/patientsafety